Главная страница  •  Карта сайта  •  Поиск по сайту  • Как нас найти
  • ЖУРНАЛ «ХОЛОДИЛЬНЫЙ БИЗНЕС»
  • http://www.holodcatalog.ru/
  • Perfect Agrotechnologies
  • АГРАРНОЕ РЕШЕНИЕ
  • Империя холода
  • webpticeprom.ru
  • Журнал "Агромир Черноземья"
  • нациндейка
  • tsenovik.ru
  • tsenovik.ru/story/drugie.html
  • agroprom.kz
  • www.meatmaker.ru

Комментарий. Яйца - в переработку. Тенденции мирового и российского рынка

Мая 25, 2007

Сбыт яйца в скорлупе, при условии сохранения темпов роста яичного рынка России, может столкнуться с серьезными трудностями, считает начальник центра высоких технологий ВНИИ птицеперерабатывающей промышленности Валерий Агафонычев.
Поэтому он предлагает инвесторам увеличить мощности по глубокой переработке яйца, и активнее осваивать свободные ниши на рынке. За переработкой - будущее, уверен В. Агафонычев. Об этом он сообщил на конференции «Реализация мер государственной аграрной политик на предприятиях птицеводческого комплекса», которая прошла в рамках международного форума «VIV Russia 2007» в Москве.

Рынок яйца в России динамически развивается. Прирост по яйцу в 2006 году составил 1,2 млрд штук или около 3,3%. Общий объем яйца на рынке достиг 38 млрд штук, против 36,8 млрд штук в 2005 г., и составил на душу населения 244 яйца. Вместе с тем, на переработку отправляется лишь около 10% производимых яиц, тогда как страны ЕС перерабатывают 20-25% яиц, США - 30-35%, Япония - 35-40%, рассказывает В. Агафонычев.

Мировое яичное производство в настоящее время характеризуется заметным сдвигом от потребления яиц в скорлупе к производству и потреблению разнообразных яйцепродуктов, подчеркивает он.

В экономически развитых странах идут по пути соединения глубокого изучения яйца с современными высокими технологиями его переработки. Фракционированные компоненты яйца используются в различных пищевых и непищевых целях. Изучаются и желток, и белок с целью найти инновационные пути использования их компонентов и модифицировать композицию, объясняет эксперт.

Например, в Финляндии действует национальная высокотехнологичная программа по развитию яйцепромышленности (National High Tech Egg Programme), результатом которой стала разработка технологий производства функциональных яйцепродуктов, таких как модифицированные яйца, белковый овомуцин, фосфолипиды желтка и пр., что способны улучшить состояние здоровья населения страны. В США действует Центр изучения питательности яиц (Egg Nutrition Center - ENC), благодаря которому диетические свойства яйцепродуктов не только всесторонне исследуются учеными, но и активно популяризируются среди американских потребителей. Бельгийская национальная программа продвигает на рынок яйца Columbus. Для их производства разработан специальный вегетарианский рацион кормления кур, который позволяет получать яйца с заданными свойствами - богатые протеинами, витаминами и минералами, а также жирами «Омега 3». В Университете Новой Англии создано так называемое «новое яйцо» (New Start egg) - продукт с улучшенным составом, сбалансированным содержанием микроэлементов и высококачественным протеином. Как замечает Агафонычев, эта разработка - удачный пример функциональной пищи, отвечающей требованиям нового стиля потребления.

Куриные яйца - источник жизни, подчеркивает эксперт. Они не только удовлетворяют потребность человека в основных питательных веществах, но и обладают дополнительными физиологическими преимуществами. Вот почему яйца являются весьма важным и перспективным объектом переработки с точки зрения получения продуктов, необходимых для обеспечения высокого качества жизни людей.

Научные исследования последних лет собрали большое количество доказательств того, что компоненты куриных яиц могут оказывать биологическое влияние, убеждает В. Агафонычев. Белок куриных яиц обладает антимикробным действием, иммуномодуляторным эффектом, противоканцерогенным и противогипертензивным влиянием, перечисляет он. Все это - дополнительные доводы в пользу значения белков куриного яйца для здоровья человека, а также для профилактики и лечения заболеваний.

На современном рынке развитых стран присутствует огромный ассортимент яичных продуктов. В. Агафонычев делит их на несколько групп. Первая - это пищевая продукция, в состав которой входит подгруппа для промышленного потребителя (меланж, белок и желток - в жидком, замороженном и сухом виде), а также огромная подгруппа для домашнего хозяйства и общественного питания. В нее входят различные полуфабрикаты - специально упакованные и обработанные жидкие целые яйца с длительным сроком хранения при комнатной температуре, замороженные целые яйца в специальной упаковке, сухие омлеты, продукты сублимационной сушки с разнообразной начинкой и без нее, сваренные вкрутую яйца (целые и нарезанные ломтиками). Дополняется подгруппа широким ассортиментом готовых продуктов в охлажденном и замороженном виде, среди которых яичные рулеты, сосиски, десерты с начинкой, омлеты с сыром, яичные котлеты на гриле, тосты глазированные, котлеты из перемешанных яиц, яичница и яичные лепешки с начинкой, яичные пиццы, сандвичи, фаршированные яйца, пирожки с яйцами, яичные йогурты.

Вторая группа - это непищевая продукция, которая широко используется в фармацевтической, косметической, химической, текстильной и других отраслях промышленности. В нее входят лизоцим, овомукоиды, авидин, иммуноглобулин, сиаловая кислота, фосфолипиды и липопротеины яйца.

Российский рынок яичных продуктов еще очень далек от такого изобилия. Как показали совместные исследования ВНИИ птицеперерабатывающей промышленности, НИИ кондитерской промышленности и ВНИИ жиров, на нем присутствует лишь пищевая продукция первой подгруппы - для промышленного потребителя. Около 90% объема рынка яичных продуктов в России в натуральном выражении потребляется кондитерской и масложировой отраслями промышленности. Остальные рыночные ниши - пищевой продукции для домашнего хозяйства и общественного питания, а также непищевой продукции, пока остаются практически свободными, уверяет В. Агафонычев.

Основой развития отечественного рынка яичных продуктов по-прежнему является рост пищепрома. Так, с 1990 г. среднедушевое потребление майонеза в стране выросло более чем в 3 раза и достигло 3,2 кг на человека в год, приводит пример эксперт. По его словам, по этому показателю мы добились второго места в мире после США. Теперь в масложировой отрасли идет активная сегментация рыночной категории майонеза, а в состав стандартной рецептуры этого соуса входит 5% яичного порошка.

Рост спроса на отечественную кондитерскую продукцию, как более свежую и вкусную, стимулирует развитие этой отрасли в стране, и как следствие - потребление ей яичных продуктов. В кондитерской и хлебопекарной промышленности продукты яйцепереработки используются на булочно-кондитерских комбинатах, макаронных фабриках, хлебозаводах, кондитерских фабриках, а также мелких предприятиях, изготавливающих торты, пирожные и булочки.

Отдельно В. Агафонычев отмечает производство макаронных изделий. По этому показателю Россия занимает четвертое место в мире. Макароны, наряду с хлебом, сахаром, крупами, отнесены к товарам повседневного спроса - 91% жителей страны приобретают их регулярно. По данным официальной статистики, производство макарон в Российской Федерации после финансово-экономического кризиса в августе 1998 г. выросло более чем в 1,5 раза, заметно потеснив импорт.

Растет в России и производство вареных колбас, сосисок и сарделек, где яичный порошок используется в качестве пищевой добавки. В шкале продуктов, пользующихся постоянным спросом у населения, колбасные изделия занимают четвертую позицию, уступая только молочным продуктам, овощам, фруктам и хлебобулочным изделиям, замечает В. Агафонычев.

Яйцепродукты применяют также при производстве мороженого - «яичного», «яично-желткового» и «яично-белкового». Потенциальная потребность мороженщиков в яичном сырье оценивается в 400 т в год. Не обходится без яичных продуктов и производство детского питания. Правда прогнозировать объемы требуемых яйцепродуктов в данной отрасли В. Агафонычев не берется.

Развитие отечественной базы переработки яиц необходимо, заключает эксперт. Мировой опыт показывает, что для обеспечения рационального функционирования рынка, минимальная доля переработанных яиц в стране должна составлять 20%. Именно этот уровень позволяет регулировать спрос и предложение при изменениях рыночной ситуации.

По подсчетам В. Агафонычева, для того чтобы создать необходимый минимальный уровень переработки яиц в России, мощности соответствующих предприятий следует утроить. Причем для инвесторов вложения в высокотехнологичные производства должны быть необычайно выгодными.

Главными факторами успеха яичной продукции на российском рынке, уверенно становятся качество продукции и стабильность поставок, отмечает В. Агафонычев. Поэтому продукция, произведенная на предприятиях с более высоким техническим уровнем, постепенно вытеснит дешевую и менее качественную, уверен он.


Источник:  Крестьянские ведомости

Возврат к списку

Подняться к началу ↑

Забронировать стенд

Поиск по сайту